Тенденции года уходящего и прогнозы на 2021 год для рынка труда украинцев в Польше.
Пандемия в 2020 году скорректировала планы развития большинства рынков. Не исключение и рынок международного трудоустройства.
С одной стороны, многочисленные и постоянно меняющиеся правила въезда в различные страны, локдауны и карантинные ограничения существенно снизили темпы трудовой миграции в Европе.
Но, с другой стороны, нестабильность таких слабых экономик, как украинской, не дает возможности снизить поток выезда рабочей силы из Украины в Европу.
Тенденции трудовой миграции имели свои особенности в 2020 году. Вот основные из них.
1. Пандемия скорректировала миграционные пути и увеличила популярность Польши среди украинцев.
Если в конце 2019 года наш Аналитический центр Gremi Personal в исследованиях фиксировал существенное снижение интереса украинских трудовых мигрантов к Польше и постоянно возростающий интерес к работе в Германии, Чехии, странах Скандинавии, США и Канаде, то пандемия внесла коррективы.
Поток украинцев в Польшу оказался наиболее стабилен из-за наиболее удобной логистики и относительно устойчивой экономической ситуации в Польше.
Что касается экономики. Польская экономика переживает кризис, однако он не такой глубокий, как в первую волну коронавируса.
По данным Главного статистического управления Польши, за третий квартал ВВП страны упал на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако вырос на 7,7% в сравнении со вторым кварталом, когда был период локдауна.
В целом, Польша проходит кризис лучше, чем Украина, и другие европейские страны, где в среднем падение ВВП составляет 4,3%.
И наиболее стабильно вторую волну кризиса проходят производственные предприятия Польши.
Что касается логистики. По сравнению с другими странами ЕС Польша предоставляет украинским трудовым мигрантом наиболее лояльные условия доступа на легальный рынок руда. И делает это преднамеренно.
ВВП Польши зависит от украинцев. Так крупнейшее за 5 лет исследование Нацбанка Польши подтвердило, что 13 % роста ВВП Польши обеспечили именно украинские трудовые мигранты.
Однако совершенно очевидно, что если на государственном уровне не будет более лояльная визовая программа для ПМЖ, а также способствование интеграции украинцев – после локдауна они все чаще будут выбирать не Польшу, а Чехию и Германию.
2. Интеграция украинцев в Польше растет
Украинцы демонстрируют возрастающее намерение остаться в Польше. Уже сейчас согласно данным Нацбанка Польши в 2015 году, подавляющее большинство украинцев (80%) планировали свое пребывание в Польше сроком до одного года. Однако в 2020 году большинство (52%) планируют остаться на срок более 3 лет.
Аналитический центр Gremi Personal также отмечает в своих исследованиях стремительный рост спроса на вакансии для семейных пар.
Согласно социсследования Gremi Personal, около 15% респондентов планируют переезжать в Польшу с семьями.
При этом, каждый третий (31%) работающий в Польше украинец имеет планы, которые касаются непосредственно интеграции в Польше: получения разрешения на постоянное проживание/гражданство, перевоз семьи, приобретения недвижимости или открытия бизнеса.
Подтверждение своими данными дает и МИД Польши. Согласно информации Управления по вопросам иностранцев Польши, по состоянию на 1 января 2020 года, 214 тыс. граждан Украины получили удостоверения на пребывание в Польше.
При этом в прошлом году их получили 35 600 украинцев.
И надо отдать должное польской власти, хоть по политическим мотивам в Польше до сих пор нет единой официальной миграционной политики, в которой бы указывалась ставка на иностранную рабочую силу, то на практике (исходя из экономических факторов) власть очень активно работает на этом фланге.
Польское правительство поддерживает украинские семьи, имеющие вид на жительство в Польше (карту побыту) с доступом к рынку труда, включив их в ряд семейных программ.
С 2019 года украинцы могут ежемесячно получать 500 злотых (около 3600 грн) пособия на каждого ребенка в рамках программы «Семья 500+».
Кроме более высоких заработков, официально оформленные и легально пребывающие в Польше украинцы могут рассчитывать на получение льгот, компенсаций, и пенсионного обеспечения на территории Польши, благодаря ратифицированному двумя странами соглашению о социальном обеспечении граждан Украины, пребывающих в Польше.
К слову, минимальная пенсия в Польше выше украинской в 5 раз. В итоге такой политики – свежие данные Евростата показали, что Польша приняла наибольшее количество мигрантов из всех европейских стран, не входящих в ЕС (724 тыс).
Приток мигрантов сократил дефицит на рынке труда и стал буфером против резкого роста безработицы во время пандемии.
3. «Маятниковая трудовая миграция» пока еще превалирует, но несет новые риски
Хотя доля украинцев, желающих интегрироваться в Польше постоянно растет, однако пока еще превалирующей для украинцев остается маятниковая трудовая миграция, где основная цель – относительно быстрый и высокий заработок заграницей и возвращение на Родину.
Именно этот фактор остается угрожающим не только для польской экономики, но и для самих украинцев.
Тогда как в Германии, странах Скандинавии заработки для иностранцев выше, чем в Польше, то уже летом текущего года начала прослеживаться динамика выезда украинцев в Германию, Чехию и другие страны ЕС по поддельным документам или польским рабочим визам.
Динамика усилилась осенью. По данным исследования Аналитического центра Gremi Perosnal Наиболее распространенная схема мошенничества – участилась рекрутация украинцев на территории Украины представителями мелких или часто непубличных польских фирм по трудоустройству для работы в Польше, после чего украинцам предлагалось нелегальное трудоустройство по бОльшей зарплатной ставке в Германии.
В первую очередь речь идет об услугах в сфере ухода за престарелыми или нетрудоспособными людьми, а также по уходу за домохозяйством.
Как следствие – массовые облавы полиции и депортации украинцев с территории ЕС.
Итак, это реалии тенденций года 2020-го. Однако исходя из них, что можно спрогнозировать на следующий 20201 год на польском рынке труда для украинцев:
1. Пандемия вряд ли будет существенно влиять на потоки трудовой миграции из Украины.
Если первая волна пандемии и жесткий локдаун спровоцировал панические настроения среди украинских трудовых мигрантов из-за информации о закрытии границ и вызвал временное возвращение на Родину около 200 тыс. украинцев, то во вторую волну пандемии – тенденция прямо противоположная.
Конец лета и осень 2020 года отличались стабильным приростом количества трудовых мигрантов из Украины.
2. Ухудшение экономической ситуации и рост безработицы в Украине будет побуждать украинцев воспользоваться возможностью находится и работать в Польше благодаря закону «Антикризисный щит».
Согласно нему, иностранцы могут пребывать в Польше по рабочим визам и по биометрическим паспортам в рамках безвизового режима 30 дней после окончания пандемии.
К примеру, более 70 процентов работников Gremi Personal, приехавших до пандемии продолжают работать уже 10 месяцев подряд, что превышает усредненный показатель срока пребывания в Польше для украинских трудовых мигрантов.
Также мы отмечаем еще большее увеличение количества апликантов на «карты побыту» среди украинцев, которые прибыли в Польшу до пандемии и тех, кто приезжает на работу сейчас.
3. Так же как и в 2020 году будет наблюдаться увеличение части украинцев, которые будут стремится к более тесной интеграции в Польше. Однако, маятниковая миграция украинцев (то есть, когда первостепенным является не переезд, а именно заработок) будет все равно превалировать в следующем году.
В связи с последним фактором – можно ожидать усиление тенденции нелегального трудоустройства в тех странах ЕС, где средний уровень заработка выше, чем в Польше.
В связи с этим будут и увеличиваться факты мошенничества и эксплуатации в отношении украинцев со стороны недобросовестных и часто нелегально работающих посредников по трудоустройству.
4. Польша как в 2021-м, так и последующих годах вряд ли станет более закрытой для украинских трудовых мигрантов.
Согласно правительственным прогнозам, к 2030 году Польше не будет хватит около 4 млн работников. И все это на фоне демографического кризиса и старения населения.
Поэтому можно ожидать все больше социальных программ для активизации интеграции украинцев в Польше. В равной мере они будут касаться и белоруссов.
Равно как и стоит ждать новых законодательных инициатив, упрощающих и ускоряющих такой доступ.
Как пример, можно привести пока еще Проект закона о внесении изменений в закон об иностранцах и некоторые другие акты (UD138), направлен на упрощение получения «Карт побыту» с целью работы, что позволит иностранцам быстрее легализироваться и приступить к работе в Польше.
А так же проект закона о возможности упрощенной процедуры предоставления ПМЖ в Польше потомкам украинцев (не этнических поляков), живших на территории 1-й и 2-й Речи Посполитой.
Автор: Євген Кириченко, власник міжнародної компанії із аутстафінгу Gremi personal
Источник: biz.censor.net